Сом

сомВокруг сомов ходят всякие были и небылицы: то сомы похищают малолетних детей, то домашних животных.

Даже, согласно одной легенде — байке, случившейся в среднем течении реки Дон, сом утащил быка, зашедшего по самое брюхо в воду. Пастух, пригнав стадо к Дону, сладко спал под своим нехитрым навесом — шатром. Схватив за заднюю ногу бугая, сом утащил его в пучину. Только несколько дней спустя, километров восемнадцать ниже по течению, прибило к берегу и сома и быка. Сом, заглотив ногу быка, не мог или не хотел выпустить ее, а бык, отбиваясь копытом, разорвал всю глотку сома. Так их и нашли уже мертвыми. Такую легенду я услышал от старого рыболова — сомятника Тимофея Антоновича.

Сам Тимофей Антонович был крепким стариком, правую руку он потерял еще во время войны. Только болтался пустой рукав, завязанный узлом. Так же он был тугой на оба уха, можно сказать — глухой. Одной левой рукой мастерил лодки — плоскодонки на заказ. Себе смастерил такую же плоскодонку, очень легкую на ходу.

Греб он веслами попеременно: правым, левым, правым, левым... Иначе одной рукой не получается. Частенько беседовал я с ним за рюмкой водки. Он рассказывал мне о повадках сомов, любимые наживки, лучшее время для ловли сомов и т.д. и т.п.

Сам я увлекался, да и сейчас увлекаюсь спиннингом. Моя настольная книга: «Спортивный лов рыбы». Автор этой книги Сабунаев. Да, да, Сабунаев, а не Сабанеев. Сам он из Ленинграда, мастер спорта. Рекомендовал он лучшие блесны на хищника. В том числе смело заявлял, что можно поймать сома на блесну спиннингом.

Около 2-х лет я вынашивал план поимки большого сома на спиннинг.

Есть у меня коллега по работе и по увлечению рыбалкой: Ларин Юрий.

Вот его то я и спросил однажды: «Юра, а где ты проводил отпуск в прошлом году?» Он ответил, что ездил в гости к родственникам, которых не видел много лет. «А где ты провел отпуск 2 года назад?» «Занимался ремонтом квартиры» — ответил он. «А где ты провел отпуск 5 лет назад?» Тут он рассмеялся и дал понять, что вопрос мой звучит наивно. На что я ему предложил поехать в отпуск, который он никогда не забудет и будет, даже, потом рассказывать своим внукам.

Оговорили за зиму все детали поездки, все списки продуктов, водки, снастей и прочего, и в начале июня мы прибыли на Дон.

Лодку Тимофей Антонович на весь отпуск предоставил нам по первой же просьбе. Да и место порекомендовал нам недалеко от своего любимого места, где ловил сомов, за поворотом, километрах в полутора на левом берегу Дона. Песчаный берег и большая заводь, в которой было обратное течение, т.е. круговерть.

Первый день ушел на благоустройство и на ловлю живца. В качестве приманки на наших донках были черви навозные, мелкие рыбешки и крупная чехонь, которая в июне скатывается с верхов после икромета.

Неделю прожили в борьбе с комарами. Затем подули ветра и налетели дожди с грозами.

Вот в один из таких дней, а это был Троицин День — 12 июня, мы с Юрием, как истинные христиане, хорошо пообедали с бутылочкой водки и прилегли — задремали. Только слышно было, как по палатке стучат капли дождя.

Сквозь этот стук дождя в полудреме я услышал всплеск воды. Сначала подумал, что судак охотится за мелочевкой.

Я вылез из палатки и, взяв спиннинг, решил поблеснить. Но недавняя трапеза и еще не проснувшийся организм повлияли на мой первый заброс. «Борода» получилась фантастическая, потом я ее сравнивал с шикарной бородой Фиделя Кастро.

Вот на эту «бороду» ушло около получаса, пока я ее распутал. Ее могло и не быть, возьми я спиннинг с безынерционной катушкой. Но этот спиннинг был оснащен Невской катушкой, леской диаметром 0.6 миллиметров и блесной — колебалкой.

По моему глубокому убеждению: «Без колебалки — нет рыбалки». Закончив с «бородой», я стал подматывать леску, но леска дальше не идет. «Коряга» — подумал я. Подмотав леску, как можно больше и опустив кончик спиннинга до самой воды, я резко смыканул спиннингом. Так же резко и с визгом закрутилась катушка в обратную сторону. На этом первом рывке сошло около 10 метров лески. За ним последовал второй, третий, но более короткие рывки.

Подмотав леску, я приготовился к четвертому рывку, но его не последовало. С раскачкой вверх и вниз кончиком спиннинга и одновременно подматывая леску, я понял, что сом остановился и залег под корягу. Вспомнив советы Сабунаева, я натянул туго леску так, что спиннинг изогнулся дугой и правой рукой (ребром ладони) стал часто-часто стучать по спиннингу между катушкой и первым пропускным кольцом. По рекомендации Сабунаева, при ловле тайменя, когда он заляжет под большим камнем или валуном, надо его заставить выйти из укрытия. Так же рекомендация годится и для сома.

На этот раз сом без рывков потянул от берега и навстречу течению. Отчаянным криком я разбудил Юрия. Мы прыгнули в лодку, и сом потащил нас. При согнутом спиннинге и зажатой катушке, помогая веслами, мы около полутора километров заплыли вверх против течения. Затем сом опять залег, тем же способом я побеспокоил его. Тут он повернул вниз по течению. Миновали наш лагерь, и его место обитания: омут. Сом развернулся против течения, в сторону омута. Но, так как силы сома были на исходе, рывков не было. И к моему ожиданию спиннинг, согнутый в постоянном положении, не выпрямлялся и не гнулся дальше. А берега Дона поплыли вверх против течения. Лодку течением понесло вниз. Юрия я попросил «сушить весла», т.е. перестать грести. Мы поняли, что сом обессилел и на спиннинге, как на буксире, следует за лодкой.

Лодку мы направили к левому берегу, здесь, как раз, была песчаная коса и пологая отмель. Когда лодка уткнулась в песок, мы вышли из нее. Сом, метрах в сорока, как бревно был на поверхности воды. Юра с багром зашел по колено в воду, а я начал медленно, как лебедкой, подтягивать сома. Он приближался, загнув хвост и открыв рот.

Не вытерпев, Юрий бросился навстречу сому. И это нетерпение чуть не загубило наш полуторачасовой труд.

Сомяра зашевелился, взбурунив хвостом воду, развернулся и пошел вглубь. Екнуло мое сердце. Мысленно я чуть-чуть не заплакал от сознания, что могу лишиться такого трофея.

С натянутой леской сом через 30-40 метров замедлил ход. Я снова развернул его к берегу.

И вот в эти минуты, пока подтягивал его на отмель, я пережил незабываемые моменты, переполненные до краев рыбацким счастьем.

Юра удачно забагрил сома, и он оказался на берегу. Ах, какой гигант, уставший, с открытым ртом и еле шевелящимися жабрами, предстал перед нами в полной красе. Радости нашей не было конца. Вот тут-то мы и пожалели, что не взяли с собой в отпуск фотоаппарат. Потом, целую неделю сом жил у нас на длинном кукане.

Дня через два мы решили покормить сома. В его открытую зубастую пасть всунули чехонь. Сом на кукане ушел вглубь. Через несколько минут чехонь плавала в заводи на поверхности воды.

Навестивший нас Тимофей Антонович, измерил сома четвертями левой руки и определил вес — 30 килограммов.

На другой день, добравшись до г. Фролова, Волгоградской области, мы взвесили сома. Он потянул на 33 килограмма. Длина его была 179 сантиметров. Больше таких сомов мне ловить не довелось. Зато при любой встрече Юра точно называет год и место, где проводил со мной отпуск.

Н.И. Карандин, КМС, судья 1-й категории.

Саратов — станица Кременская.