Охотничий рог

Впервые эта статья была опубликована в журнале «Охотничьи собаки» в 1999 г. в февральском номере. Мои надежды, высказанные в статье что «добрый дядя» из Росохотрыболовсоюза организует выпуск охотничьих рогов, остались лишь мечтой. Но все-таки, это история и кое-что из истории об охоте наших предков мы должны помнить и уважать.

Давно это было. Юный гимназист Вася Казанский проводил лето у дальней родственницы Дарьи Антоновны в одной из смоленских деревень. Однажды, отправившись с ней по грибы, Вася услыхал в лесу доселе неведомый ему звук. Что это?!

— Это дядя Миша трубит, собак созывает. Ни у кого такого рога нет, — заметила Дарья Антоновна.

Эти звуки, казалось бы, немудреного музыкального инструмента - охотничьего рога, а затем удивительные по силе, наполненные страстью и музыкальностью голоса гончих добрым семенем запали в душу городского мальчика. И не с той ли поры начал бредить Вася Казанский гончими, не тогда ли появилось желание вот так же трубить в охотничий рог и созывать своих гончих?

Шли годы. Василий Иванович стал не просто гончатником, а общепризнанным авторитетом в охотничьем собаководстве. Глубочайший след в породе русская пегая гончая оставили его знаменитые Гобой и Кларнет, Лютня, Свирель и другие собаки. Но гончатнику без охотничьего рога не обойтись. Много их сменил Василий Иванович в надежде «выжать» из очередной новинки звуки, что в далеком детстве так глубоко врезались в память. Но в одни рога было тяжело трубить, а другие «мычали», как корова. Как в шутку заметил однажды Василий Иванович, «... будь я гончей, ни за что на такой звук не вышел бы». И после очередного разочарования память уводила его к тому рогу, что достался старому псарю «дяде Мише» из рук разорившегося помещика и псового охотника.

Много лет спустя Василий Иванович приехал поохотиться со своими гончими в ту самую деревеньку, где впервые услышал звуки охотничьего рога и голоса гончих. И какова же была его радость, когда внуки уже ушедшей из жизни Дарьи Антоновны отыскали на чердаке тот самый охотничий рог. Правда, очень помятый и с ранами на корпусе. Ни в одной из московских мастерских по ремонту музыкальных инструментов эту «рухлядь» ремонтировать не взялись. Своей печалью поделился Василий Иванович с мастером-золотые руки и гончатником Божьей милостью Николаем Митрофановичем Назаровым.

— Дозвольте, Василий Иванович, я попробую вернуть этот рог к жизни, — как бы невзначай обмолвился Николай Митрофанович.

Помним мы его, немногословный он был человек, а тут, видимо, и твердой уверенности в успехе не было. Но когда Василий Иванович получил это сокровище из рук мастера, радость его была беспредельна. Ожил рог и вновь заиграл полной октавой. Видимо, испытывая большой душевный подъем, Василий Иванович и нашел такие редкостные сравнения:

— Попробовал — и, как во мраке пламя,

Звук вспыхнул, ярок и тревожно строг.

И далее:

— Я взял октавой выше, и в металле

Победа, торжествуя, разлилась!

Вот что такое настоящий охотничий рог!

Даже при беглом осмотре нетрудно заметить, что охотничий рог по форме и в определенной степени по содержанию напоминает воловий рожок, которым с далеких, далеких времен деревенский пастух созывал буренок в стадо. И в наше время тоже. Помню, наш сельский пастух рано утром выходил в околицу и начинал играть в рожок. Услыхав эту чудесную мелодию, начинали неистово голосить Пеструшки, Зорьки, Ягодки, подавая своим хозяйкам сигнал: «В стадо меня, в стадо!»

Мне представляется, что первоначально у истоков охоты с гончими для вызова их из острова использовался воловий рожок. А уже позднее, освоив технологию работы с металлом, умелые руки быстрых разумом мастеров освоили производство охотничьего рога из меди и ее сплавов. Просматривая репродукции картин П.П.Соколова (1821—1899) «Борзятник», «Охота на волка» и других, а также Н.Е. Сверчкова (1817—1898) «Псовая охота», С. Ворошилова «Сбор гончих» и многих других художников, живописавших псовую охоту, видно, что непременным атрибутом охотника был рог в форме полумесяца или колена. Простой охотничий рог имеет только два тона: низкий и высокий (то есть густой и тонкий). Оба эти звука однозвучны, называются в музыкальном языке «до», но составляют по разнице густоты и резкости звука октаву. Из сочетания звука низкого с высоким, чередования их между собою, большей или меньшей продолжительности каждого из них и составляется требуемый случаем позыв Старинные русские сигналы игрались более или менее протяжно, во весь дух, начинались с низкой ноты, переходя на высокую.

Желая достигнуть однообразия в этом деле и восстановить сигналы старинные, вполне русские, редакция журнала «Природа и охота» воспользовалась X очередной выставкой и присутствием на ней доезжачих и охотников, проверила сигналы разных охот, выбрала из них ТОЛЬКО ВПОЛНЕ РУССКИЕ и положила их на ноты. Сигналов для охоты с гончими немного. В былые времена в безвозвратно, видимо, ушедших комплектных охотах использовались следующие: «Сбор», «Метать гончих», «Волк», «Лисица», «Взят», «Вызов гончих из острова», «На драку».

Игуменская стая русских пегих гончих под управлением современного доезжачего С. Духанина явилась первой ласточкой возрождения на Руси волкогонных стай. Дай Бог, чтобы эта эстафета была принята и поддержана в других охотах, возможно, сборных. С этими охотами вспомнятся и сигналы, что так бережно хранили в псовых охотах наши мудрые предки.

В «Справочной книге для ружейных и псовых охотников» (Л.П.Сабанеев, Москва, 1904) приводятся эти сигналы и дано подробное их описание. Вот оно, это описание: «Чтобы получить желаемую продолжительность звука, соответствующую тому или другому делению нот, нужно употребить счет ногою и тянуть звук, протяжно или коротко, медленно или скоро, отбивая удары счета ногою, как будет показано для игры позыва. Дуга, поставленная над тонами (до) означает, что переходе густого на тонкий звук и обратно делается без перерыва - в один дух, а маленькая бровка с точкою под нею, поставленная над тоном, означает, что этот тон тянется пока хватит духу, сводясь на нет. Тоны означены так: до. н. значит густой, низкий звук, до. в. - высокий, тонкий звук. Цифра, поставленная под ними, означает число ударов ногою, в продолжении которых тянется этот звук до перехода в другой. Отсчитав эти удары, берут другой звук и тоже считают и т.д.».

Небезынтересно отметить, что русские псовые охотники кроме роговых сигналов употребляли и так называемые пантомимные, то есть условные знаки для обозначения той или иной возникшей ситуации. Ведь пользование рогом было делом доезжачего и отчасти псарей. А на лазу всякий шум неуместен.

Когда псовый охотник останавливался и, подняв правой рукой арапник, «агукал», то есть громко произносил слова «О-ту-е-го», то это означало, что он подозрел на лежке зайца. Тогда борзятники, желающие потравить зайца, подъезжали к агукавшему охотнику, велели ему пугнуть косого. Затравленный заяц принадлежал тому, кто его подозрел. Когда псовый охотник останавливался и молча поднимал над головой свою фуражку, это означало, что он подозрел лисицу. Подозревший лисицу пользовался беспрекословным правом по своему выбору подпустить свору борзых по этой лисице. Когда же псовый охотник останавливался и, подняв на арапнике свою фуражку, поднимал одновременно правую руку, это означало, что он узрел волка или волков в чистом поле. Одновременно голову своей лошади он обращал в ту сторону, где подозрел зверя. Завидев этот сигнал, борзятники немедленно, соблюдая тишину, старались обложить волка в круг. Когда псовый охотник скакал, подняв правой рукой фуражку, то это означало, что он травит волка и требуется помощь борзятников.

Когда псовый охотник скакал, подняв правой рукой арапник, то это означало, что он травит или видит лисицу.

Вот так охотились наши предки.

Впервые я узнал обо всем этом, прочитав повесть А. В-ва «Четыре дня в деревне псового охотника». К сожалению, тогда, в молодости, все воспринималось как-то абстрактно. Но однажды время подарило мне счастливый случай услышать сигналы псовых охотников наяву. Как-то по нашей настоятельной просьбе их исполнил на охотничьем роге А.Земляков, а попросту всеми очень уважаемый старый московский охотник «дядя Алеша Земляков». На мою просьбу сообщить отчество дяди Алеши Землякова даже старейшина московских борзятников Валентина Александровна Дроздова не смогла ответить.

— Он был настолько уважаем, — поведала мне Валентина Александровна, — что его и стар и млад величали ласково «дядя Алеша».

Когда при подготовке к съемке псовой охоты в кинофильме «Война и мир» встал вопрос о доезжачем, Василий Иванович Казанский назвал имя А.Землякова. Знал Василий Иванович, кого рекомендовать.

Охотничий рог. Это не просто крайне необходимый инструмент для вызова гончих из острова, это и «разговорная речь» при охоте с волкогонной стаей. Но вот ведь беда-то какая. Сейчас достать хороший охотничий рог весьма и весьма проблематично. Из рук в руки передают охотничьи рога дореволюционного производства Тульской фабрики музыкальных инструментов. Осталось их, а вернее, сохранилось, ничтожно мало. Попадались мне в руки охотничьи рога производства неведомой фабрики. Но и их не достать, хотя трубить в них и тяжко, и не играют они, а «мычат». В последние годы нет-нет да и появляются в продаже трубы (а не рога!) производства Санкт-Петербургской фабрики музыкальных инструментов. Трубят они хорошо, но вот носить их на охоте неудобно. Кроме того, их частенько приходится «продувать» при прохладной погоде, так как конденсат скапливается в изгибах трубы и они начинают «хрипеть».

Знакомы мне и рога собственноручного изготовления, которыми нельзя не восхищаться. Выше я упоминал имя Н.М.Назарова. Гончатники Москвы и области, бывавшие на испытательной станции «Плескинино», где Николай Митрофанович долгие годы по весне и осенью исполнял обязанности егеря-консультанта, помнят изготовленный им самим охотничий рог. Его смело можно называть музыкальным инструментом.

Моему охотничьему рогу около шестидесяти лет. Изготовил его неведомый мне мастер Рытов, и более 35 лет он служил известному московскому гончатнику Анатолию Вячеславовичу Вешнякову. Оставив по возрасту охоту, Анатолий Вячеславович внял моей мольбе и уступил мне этот рог.

— Алексей Николаевич, — сказал он, — берегите этот рог, как свой глаз. Я с ним почти сорок лет охотился, ни одной гончей не потерял. Этот рог за пять километров в лесу слышно.

Проверено, так оно и есть. Рог из какого-то сплава меди, спаян серебром. Но ведь это все случайный и штучный товар. Общаюсь я с гончатниками и очень нередко слышу: «Где бы достать хороший охотничий рог?!» Да и в «Российской Охотничьей Газете» нет-нет да появится объявление «Куплю охотничий рог».

Вся надежда на заинтересованного спонсора. А может, Росохотрыболовсоюз проявит инициативу, сделает заказ на одной из фабрик по производству музыкальных инструментов на охотничий рог? Смею утверждать, что не залежится он на прилавках магазина, все затраты окупятся с лихвой.

Неплохо бы было записать в хорошем исполнении на магнитофонную ленту охотничьи сигналы да растиражировать эту запись. Не только гончатники, но и всякий уважающий охоту и природу человек приобретет эту запись и спасибо скажет.

Алексей Кузяев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


4 + oдин =

hogan outlet hogan outlet online louboutin soldes louboutin pas cher tn pas cher nike tn pas cher hogan outlet online hogan outlet online hogan outlet online hogan outlet online hogan outlet online hogan outlet online hogan outlet online hogan outlet online louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher louboutin pas cher woolrich outlet woolrich outlet pandora outlet pandora outlet